Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
"Центр гигиены и эпидемиологии
в Хабаровском крае"

8(4212)32-47-13

fbuz@27.khv.ru

Что делать, если испортили (разбили) товар в магазине?

Обязан ли покупатель его оплатить?

Неприятная ситуация, связанная с разбитым товаром в магазине, может случиться с каждым, и зачастую, потребители уверены, что виноваты и должны заплатить.

На самом деле, не во всех случаях покупатель несет ответственность за испорченный товар, и все зависит от ситуации, при которой произошло повреждение.

Согласно ст. 211 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст. 459 ГК РФ риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю, соответственно риск случайной гибели до оплаты товара на кассе несет магазин, после оплаты - потребитель.

Так же следует помнить, что согласно положению ст.  1064 ГК РФ, вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. С другой стороны, согласно той же статье, покупатель освобождается от возмещения вреда, если ущерб нанесен не по его вине.

То есть, если покупатель случайно задевает неустойчиво размещенный товар, с трудом пробираясь по узкому или загроможденному проходу в магазине, при этом товар падает и разбивается, то покупатель не несет ответственность за порчу товара, так как его вины и умысла здесь нет. Магазином самостоятельно были созданы условия, которые повлекли за собой повреждения его собственности. К таким условиям можно также отнести мокрый пол, на котором покупатель поскользнулся и, опять же, не по своей вине задел и уронил на пол товар, а также ситуацию, когда товар падает с ленты на кассе.

Если же к порче товара привело неадекватное поведение покупателя в магазине (бег, драка и тому подобное), либо покупатель намеренно разбил товар, либо выронил его, рассматривая, закон будет на стороне продавца. В этом случае вред нанесен по вине потребителя, компенсируется им.