Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае"

8(4212)32-47-13

fbuz@27.khv.ru

О правомерности взимании комиссии при приёме платежей за услуги ЖКХ

В ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае» поступают  обращения граждан, которые не согласны с практикой взимания комиссионного сбора (комиссии) при оплате услуг ЖКХ. Высказывается мнение, что взимание платы за услуги ЖКХ без комиссионного сбора обусловлено нормами ст. 37 Закона РФ «О защите прав потребителей» и ст. 861 ГК РФ, а так же указывают потребители на обязанность исполнителя услуг обеспечить приём платежей самостоятельно, в том числе организовав кассу по приёму платежей.

Считаем необходимым разъяснить потребителям, что в указанных нормативных актах нет указаний по не взиманию комиссии при оплате услуг. Законодательство не содержит положений об обязанности ресурсоснабжающей организации, управляющей компании обеспечивать безвозмездное оказание всеми названными хозяйствующими субъектами или каким-либо отдельным хозяйствующим субъектом услуг по приему и перечислению денежных средств в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг.

Речь идёт лишь о возможности оплаты услуг наличным и безналичным способом.

В соответствии с нормами ст. 37 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем. При использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ.

Тем самым, в настоящее время прием и перевод денежных средств в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг может быть осуществлен рядом хозяйствующих субъектов, в частности, кредитными организациями, платежными агентами, банковскими платежными агентами и операторами почтовой связи.

При обращении физического лица в кредитную организацию в целях перевода денежных средств в счет оплаты каких-либо услуг данная кредитная организация оказывает такому гражданину одну из банковских операций, предусмотренных статьей 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности».

При этом согласно статье 29 указанного закона комиссионное вознаграждение по операциям устанавливается кредитной организацией по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком.

Как следует из части 17 статьи 14 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе», банковский платежный агент вправе взимать с физических лиц вознаграждение, если это предусмотрено договором с оператором по переводу денежных средств.

Согласно статье 16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ «О почтовой связи» услуги почтовой связи, под которыми понимаются, в том числе, действия или деятельность по осуществлению почтовых переводов денежных средств, оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.

Таким образом, принимая во внимание отсутствие в законодательстве Российской Федерации запретов на взимание кредитными организациями, платежными агентами, банковскими платежными агентами и операторами почтовой связи комиссионного вознаграждения при оплате гражданами услуг жилищно-коммунального хозяйства, осуществляя указанные операции по поручению физического лица, названные организации вправе удержать с такого физического лица комиссионное вознаграждение за выполнение этих операций.

Из буквального содержания приведенных норм не следует, что на поставщика коммунальных ресурсов (исполнителя) возложена обязанность по оборудованию собственной кассы в целях приема наличных денежных средств у населения для оплаты ими коммунальных услуг. Напротив, ему предоставлена возможность указать, каким образом потребители могут реализовать свое право произвести оплату потребленного коммунального ресурса в наличной форме. Таким образом, касса может быть у любого лица, уполномоченного принимать платежи за жилищно-коммунальные услуги.

Право потребителя по своему выбору оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых, в том числе, для этих целей в выбранных им банках, или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, предусмотрено пп. "а" п. 65 Правил предоставления коммунальных услуг. При этом конкретный способ оплаты может быть установлен договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Физические лица (граждане-потребители), в том числе, исходя из экономических соображений, для оплаты жилищно-коммунальных услуг, вправе выбрать любой способ осуществления таких платежей, равно как и любую кредитную и иную организацию, оказывающую услуги по приему и переводу денежных средств.

Оценка правомерности взимания комиссионного сбора при внесении платы за оказанные жилищно-коммунальные услуги была дана Федеральной антимонопольной службой ещё в сентябре 2019 года (Письмо ФАС России от 27.09.2019 N АК/84598/19 «О правомерности взимания комиссии при оплате жилищно-коммунальных услуг»).

Позиция ФАС России, изложенная в вышеуказанном письме, оспаривалась в Верховном суде РФ, заявитель требовал установление обязанности без комиссионной оплаты жилищно-коммунальных услуг. Верховным судом 27.01.2020 года было отказано в удовлетворении требований (Дело № АКПИ19-922).

Дополнительно информируем, что Государственная Дума в октябре 2020 года рассмотрела во втором чтении законопроект  «О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения запрета на взимание комиссионного вознаграждения при внесении физическими лицами платы за жилое помещение и коммунальные услуги». В случае окончательного приёма данного законопроекта будет закреплен запрет взимания комиссии при расчете за услуги ЖКХ.

На сегодняшний момент комиссия при оплате за услуги ЖКХ является правомерной.