Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае"

8(4212)32-47-13

fbuz@27.khv.ru

О правовых аспектах отказа потребителям в допуске на торговые объек-ты без средств индивидуальной защиты (масок) в случае введения ре-жима их обязательного использования

Роспотребнадзор разъясняет правовые аспекты отказа потребителям в допуске на торговые объекты без средств индивидуальной защиты (масок) в случае введения режима их обязательного использования.

В связи с поступающими в Роспотребнадзор запросами торговых организа-ций относительно правомерности/неправомерности отказа в обслуживании гражданам, посещающим торговые предприятия без масок в условиях их обязательного использования, Федеральная служба по надзору в сфере защи-ты прав потребителей и благополучия человека обращает внимание на ниже-следующее.

В настоящее время в ситуации, обусловленной необходимостью все-мерного снижения рисков распространения новой коронавирусной инфек-ции, вызванной 2019-nCoV, большое практическое значение имеет системное и комплексное проведение санитарно-противоэпидемических (профилакти-ческих) мероприятий по недопущению распространения COVID-2019, в чис-ле которых и такая важная профилактическая мера как ношение гражданами масок в качестве средства защиты «барьерного» типа.

Учитывая данный фактор, на уровне высших должностных лиц субъек-тов Российской Федерации, исходя из сложившейся на их территории эпиде-миологической ситуации, в числе вводимых ограничительных мер преду-сматривается обязательное ношение масок в общественных местах (в частно-сти, при посещении торговых объектов, в общественном транспорте и т.п.).

Поэтому, при наличии принятого в установленном порядке норматив-ного правового акта, возлагающего на физических лиц обязанность ношения маски в определенных местах, подобное требование становится императив-ным предписанием, подразумевающим как его безусловное соблюдение все-ми теми лицами, кому оно адресовано, так и возможность привлечения ви-новных в его несоблюдении лиц к соответствующему виду ответственности.

Соответственно в том случае, когда введен так называемый «масочный режим», любое появление физического лица в общественном месте без маски будет иметь признаки противоправного деяния (действия), направленного на создание угрозы не только собственной безопасности, жизни и здоровью, но и безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благопо-лучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.

Исходя из этого, действия хозяйствующих субъектов, осуществляющих разрешенную торговую деятельность, направленные на ненасильственное воспрепятствование в условиях «масочного режима» гражданам–потребителям в посещении торговых объектов без масок и доступе к товарам с целью их приобретения, не могут и не должны рассматриваться как дей-ствия, ущемляющие (нарушающие) права потребителей, поскольку такие действия со стороны хозяйствующих субъектов отвечают принципу разумно-сти поведения участников гражданских правоотношений и не имеют призна-ков необоснованного уклонения от заключения публичного договора, како-

вым является договор розничной купли-продажи (по смыслу взаимосвязан-ных положений статей 10 и 426 Гражданского кодекса Российской Федера-ции).

При этом граждане, являющиеся одновременно потребителями-участниками отношений, регулируемых нормами законодательства о защите прав потребителей, не выполняющие требования о ношении масок при посе-щении общественных мест, включая торговые объекты, как элемента введен-ных в установленном порядке правил поведения при введении режима по-вышенной готовности на территории, на которой существует угроза возник-новения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, могут быть привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонаруше-ниях.

Справка

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон № 68-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом особенностей чрезвычай-ной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения могут на основании подпункта «ф» пункта 1 статьи 11 Закона № 68-ФЗ во исполнение Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417 в соответствии с под-пунктом «а.2» статьи 10 Закона № 68-ФЗ, предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведе-ния при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуа-ции.

В Хабаровском крае режим повышенной готовности введен распоряжением Правительства Хабаровского края от 13 февраля 2020 г. N 120-рп «О введе-нии режима повышенной готовности».

Масочный режим введен постановлением Правительства Хабаровского края от 21 апреля 2020 г. № 166-пр «О внесении изменений в отдельные постанов-ления Правительства Хабаровского края».

 

Источник: Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю