Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
"Центр гигиены и эпидемиологии
в Хабаровском крае"

8(4212)32-47-13

fbuz@27.khv.ru

Когда банк не обязан возмещать клиенту суммы несанкционированных операций.

Банк не обязан возмещать клиенту суммы несанкционированных операций в следующих случаях (ч. 14, 15 ст. 9  Федерального Закона «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 № 161-ФЗ):

-  если банк надлежащим образом направлял клиенту уведомления о совершенных операциях, но клиент не представил в банк уведомление о несогласии в установленный срок;

- если банк надлежащим образом направлял клиенту уведомления о совершенных операциях и клиент вовремя представил в банк уведомление о несогласии, но при этом банк смог доказать, что причиной возникновения несанкционированных операций, совершенных до момента представления клиентом в банк уведомления о несогласии, стало нарушение клиентом порядка использования электронного средства платежа.

 Таким нарушением может быть: сообщение клиентом третьим лицам реквизитов банковской карты, ПИН-кода, логина, пароля и (или) средств подтверждения операций в интернет-банке, а также небрежное хранение карты и информации о ПИН-коде (логине и т.п.), в результате чего к ним получили доступ третьи лица; оплата покупки в интернет - магазине с компьютера, зараженного вирусом, передающим мошенникам реквизиты банковских карт.

Пропуск установленного срока уведомления о несогласии не означает невозможность оспорить операцию, с которой клиент не согласен, поскольку мошеннические операции могут совершаться при отсутствии вины клиента (например, если реквизиты карты стали известны мошенникам в результате установки ими скимминговых устройств на банкомат). Поэтому всегда необходимо обращаться в банк с претензией, если обнаружены операции, с которыми клиент не согласен.

При этом клиент вправе заявить свои требования к банку в судебном порядке только после обращения к финансовому уполномоченному, но первоначально необходимо направить письменное претензионное заявление в финансовую организации (ч. 1, 2 ст. 15, ч. 1 ст. 16, ч. 2 ст. 25, п. 5 ч. 1 ст. 28, ч. 2 ст. 29 Федерального Закона «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» от 04.06.2018 № 123-ФЗ).