Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
"Центр гигиены и эпидемиологии
в Хабаровском крае"

8(4212)32-47-13

fbuz@27.khv.ru

О возможных рисках при заключении основного договора на оказание различного рода услуг.

Специалисты ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае» в целях повышения финансовой грамотности потребителей информируют о возможных рисках при заключении основного договора на оказание различного рода услуг.

В соответствии с совместно выпущенным Информационным письмом Банка России № ИН-02-59/39 и Роспотребнадзора № 02/6207-2022-23 от 23.03.2022 «О недопустимости проставления за потребителя автоматического согласия на приобретение дополнительных страховых услуг» к недобросовестной практике со стороны исполнителя по договору относится факт проставления автоматического согласия на заключение дополнительного договора с потребителем (предустановленное согласие).

Такая практика сложилась при покупке дистанционным способом (через мобильное приложение или сайт) страховых полисов добровольных видов страхования и ОСАГО, авиа- и железнодорожных билетов, при оформлении банковских  платежных карт, при оплате кикшеринговых услуг (краткосрочной аренды самокатов и электросамокатов), когда в форме основного договора заведомо проставлено согласие потребителя на заключение договора добровольного страхования в виде отметки («галочки»), подтверждающей его намерение заключить дополнительный договор.

При этом в ряде случаев потребителю не предоставляется возможность ознакомиться с условиями договора страхования при заключении основного договора, что вводит потребителя в заблуждение относительно заключаемых им договоров и нарушает его законное право на свободный выбор услуг.

Проставление за страхователя предустановленного согласия на покупку дополнительных услуг по страхованию при заключении основного договора не может являться подтверждением ознакомления страхователя с условиями, содержащимися в дополнительном договоре, и правилами страхования, а также не свидетельствует о получении страхователем полной и достоверной информации об услуге, и, соответственно, не является выражением волеизъявления страхователя на заключение дополнительного договора страхования. Таким образом, исполнителем осуществляется навязывание потребителям дополнительного договора добровольного страхования при реализации основной услуги.

С целью контроля совместно выпущенного Информационного письма Службой по защите потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России проведен очередной мониторинг сайтов в сети «Интернет» и мобильных приложений 26 компаний на предмет наличия автоматического предустановленного согласия на заключение договора добровольного страхования при попытке приобретения основной услуги. На сайтах и мобильных приложениях 16 из 26 компаний установлено наличие  автоматически  проставленного согласия  потребителя на заключение договора добровольного страхования.

Учитывая положения статьи 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

В соответствии со статьей 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» к недопустимым условиям договора, ущемляющим права потребителя, относятся условия, которые обусловливают приобретение одних услуг обязательным приобретением иных услуг, в том числе предусматривают обязательное заключение иных договоров.

При этом следует учитывать, что исполнитель не вправе отказывать в заключении, исполнении договора, направленного на приобретение одних услуг, по причине отказа потребителя в приобретении иных услуг. Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор услуг, возмещаются исполнителем в полном объеме.

Указанные недобросовестные действия исполнителя могут быть основанием объявления контролируемому лицу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, а в случае получения массовых жалоб - предметом искового заявления в защиту группы потребителей.

Рекомендуем учитывать данную информацию при оформлении потребителями основных договоров.

Обращаем внимание потребителей, что на государственном информационном ресурсе для потребителей и в информационной библиотеке сайта «Моифинансы.рф» (https://моифинансы.рф/) размещены информационные материалы по теме Безопасности финансовых услуг.