Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
"Центр гигиены и эпидемиологии
в Хабаровском крае"

8(4212)32-47-13

fbuz@27.khv.ru

с 01 сентября 2023 года начнут действовать новые правила оказания платных медицинских услуг.

Правительство РФ утвердило новые правила оказания платных медицинских услуг, которые начнут применяться с 1 сентября 2023 года и прекратят свое действие 1 сентября 2026 года (Постановление Правительства РФ от 11 мая 2023 г. № 736). Они придут на смену действующим аналогичным правилам, принятым в 2012 году (Постановление Правительства РФ от 4 октября 2012 г. № 1006).

Новые правила оказания платных медицинских услуг предусматривают следующие изменения и новеллы:

В договоре должны быть прописаны порядок и условия выдачи пациенту или его законному представителю копии медицинских документов (или выписки из них), которые отражают состояние здоровья пациента после получения платных медицинских услуг. В этом документе должны быть указаны сведения о результатах обследования, диагнозе, методах лечения, а также об используемых при предоставлении платных медицинских услуг лекарствах и медицинских изделиях. Подчеркивается, что за предоставление выписки дополнительная плата взиматься не может.

Уточняется, при каком условии могут быть оказаны пациенту дополнительные платные медицинские услуги, не поименованные в договоре. Если по старым правилам для этого достаточно было согласия пациента, то теперь понадобится оформить дополнительное соглашение или новый договор с указанием перечня дополнительных услуг и их стоимости (правда, в основном договоре можно ставить  иные условия и обойти это новое условие).

Прописано, что уплаченные деньги возвращаются пациенту в соответствии с нормами о защите прав потребителей (гл. III Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей"). Это означает, что возврата или частичного возврата денег можно будет потребовать при нарушении сроков оказания услуг или выявлении недостатков оказанной услуги. Требования о возврате денег должны быть удовлетворены в 10-тидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.

Отдельный раздел посвящен особенностям оказания медицинских услуг при заключении договора дистанционным способом, через сайт медицинской организации. Установлен перечень сведений, с которыми может ознакомиться пациент при заключении такого договора, а также обязанность исполнителя разместить их (или ссылку на них) на главной странице сайта.

Договор считается заключенным с момента оформления сторонами согласия либо совершения действий по исполнению договора (в том числе по оплате медицинских услуг). С этого момента договор остается неизменным, и медицинская организация не может изменять его условия в одностороннем порядке.

После заключения договора пациенту должно прийти подтверждение с номером договора или иным способом идентификации договора, который позволяет получить информацию о заключенном договоре и его условиях. Пациент также может потребовать свой экземпляр договора, подписанный электронной подписью исполнителя.

Для идентификации пациента может использоваться учетная запись на Едином портале госуслуг. Договор подписывается электронными подписями сторон – причем пациент вправе пользоваться любым видом электронной подписи, включая простую (то есть логин и пароль), а для исполнителя обязательна усиленная квалифицированная электронная подпись.

Направить медицинской организации дополнительные требования (в том числе, если обнаружены недостатки в ее работе) либо заявление о досрочном расторжении договора можно также дистанционно.

Таким образом, введение новых правил оказания платных медицинских услуг затронет интересы исполнителей и потребителей и внесет коррективы в порядок оказания услуг.