Что такое фальсификат и контрафакт?
Фальсификатом (от лат. falsificatio, от falsifico — подделываю; итал. falsificare — подделывать) считается продукция, сопровождаемая ложной информацией о её характеристиках и (или) производителе. Это умышленно измененные (поддельные) товары и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной. При фальсификации товаров обычно подвергается подделке подлинности одна или несколько характеристик товара.
Фальсификации в основном подвергаются пищевые продукты, чаще всего молочная продукция (сыр, масло сливочное, молоко, сметана) колбасная продукция, кондитерские изделия и другие.
Во многих случаях изготовитель фальсифицированной продукции использует более дешёвые компоненты.
Целью фальсификации чаще всего является обман потребителя, который заключается в неверном указании или сокрытии свойств товара.
Виды фальсификации
Качественная — подделка товаров с помощью пищевых или непищевых добавок для улучшения органолептических свойств, при сохранении или утрате других потребительских свойств либо замена товара высшей градации качества низшей.
Количественная — обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы, объема, длины и т.п.), превышающих предельно допустимые нормы отклонений.
Ассортиментная — осуществляется путем полной или частичной замены товара его заменителем с сохранением сходства одного или нескольких признаков.
Стоимостная — обман потребителя путем реализации низкокачественных товаров по ценам высококачественных или товаров меньших размерных характеристик по цене больших.
Информационная — обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре, об используемом сырье, о составе продукта, его качестве и т.д.
Комплексная — сочетает в себе несколько видов фальсификации.
«Контрафакт» (англ. counterfeit — подделка) — новый продукт, созданный на основе существующего оригинала с нарушением интеллектуальных прав. За основу контрафактной продукции чаще всего берутся известные марки и бренды.
Критерии отнесения продукции к контрафактной можно найти в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ) – «товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными» (пункт 1 статьи 1515 ГК РФ); «товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно использованы географическое указание или сходные с ним до степени смешения обозначения, являются контрафактными» (пункт 4 статьи 1519 ГК РФ).
Контрафактные товары произведены без разрешения правообладателей объектов интеллектуальной собственности, воплощённой в товаре.
Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, географическое указание или сходные с ним до степени смешения обозначения, являются контрафактными. Качество товара при этом роли не играет. Контрафактные товары могут быть качественными.
Виды контрафакта
-подделка внешнего вида товара, его дизайнерских решений. Это актуально для таких вещей как алкоголь, мебель, одежда, обувь, косметика, парфюмерия и т. д.;
-использование чужого логотипа, товарного знака, наименования фирмы-производителя или настолько похожего, что их легко перепутать. Иногда производителями контрафакта намеренно допускаются ошибки в наименовании известных марок, в результате чего многие покупают контрафакт, не осознавая этого;
-незаконное использование мультимедиа-продукции, книг и компьютерных программ, например, выпуск «пиратских дисков».
Контрафактная продукция всегда одновременно является и фальсифицированной, а фальсифицированная продукция может не являться контрафактной.
Фальсифицированная и контрафактная продукция представляет опасность, так как подтверждение того, что данная продукция соответствует утвержденной для данной продукции нормативной и технической документации, как правило, отсутствует.