Как отказаться от уже оплаченной туристической путевки
Предоставление туристических услуг регулируется положениями Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее – Закон РФ «О защите прав потребителей»), Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 № 132-ФЗ.
В случае если потребителем уже забронирована и оплачена туристическая поездка, но в силу обстоятельств нет возможности отправится в поездку, у потребителя есть право отказаться от договора с туристической фирмой. Такая возможность предусмотрена статьей 10 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ». Основанием для расторжения договора на реализацию туристского продукта будет существенное изменение обстоятельств, например:
-ухудшение условий путешествия, указанных в договоре;
-изменение сроков совершения путешествия;
-непредвиденный рост транспортных тарифов;
-невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и др.)
-призыв гражданина на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, либо поступление на военную службу по контракту в период с 24 февраля 2022 года, либо заключение контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации, в период с 24 февраля 2022 года.
Разумеется, непредвиденные обстоятельства необходимо будет подтвердить документально. Например, если у вас заболел ребенок, обязательно обратитесь к врачу и получите справку или заверенную выписку из медкарты.
Законом предусмотрено два варианта возврата денежных средств:
1. Отказ от договора (то есть отмена поездки);
2. Изменение договора (то есть перенос поездки на другую дату, время, либо переоформление договора на другое количество туристов).
Отказ от тура по данным основаниям не связан с некачественным оказанием услуг со стороны турфирмы. Поскольку вины турфирмы в данном случае нет, расторжение договора не подразумевает возврат всей уплаченной за путевку суммы. В этом случае на основании статьи 32 Закона «О защите прав потребителей», турфирма может удержать с потребителя расходы, которые понесла в связи с организацией Вашего путешествия. Это может быть оплата за заказанные авиабилеты, страховку, бронь гостиницы и другие позиции, которые были предусмотрены договором.
Если у потребителя возникают сомнения на счет предстоящей поездки, еще при покупке путевки рекомендуем задуматься об оформлении страховки от невыезда.
Действия для возврата денежных средств за туристическую путевку:
1. Написать заявление об отказе от договора в связи с существенным изменением обстоятельств.
2. Подать претензию:
-вручить исполнителю услуг с соответствующей отметкой о получении на Вашем экземпляре заявления;
-в случае, если исполнитель услуги находится в другом городе, направьте претензию почтой заказным письмом с уведомлением о вручении или ценным письмом с описью вложения на адрес туроператора, указанный в договоре. Сохраните почтовые квитанции, уведомления, опись как подтверждение даты отправки;
Примечание: Чем быстрее подается заявление или претензия на отказ от туристической путевки, и чем больше времени остается до начала поездки, тем выше шансы получить большую часть стоимости путевки.
Претензия должна быть рассмотрена в течение 10 дней с даты получения. Если ответа нет, необходимо уточнить рассмотрение заявления в турагентстве или непосредственно у туроператора.
Если потребителю вернули только часть денежных средств, либо отказали в возврате?
Если потребителем была оформлена при покупке путевки страховка от невыезда, Потребитель может обратиться в страховую компанию с заявлением о возмещении той части цены путевки, которую удержал туроператор. Для подготовки заявления в страховую компанию внимательно изучить условия своего полиса, правила страхования и подготовить все подтверждающие документы (договор на реализацию турпродукта, справки из больницы, отказ консульства в выдаче визы, платежку на возвращенную туроператором сумму, предоставленные туроператором документы на подтверждение понесенных расходов и др.);
Запросите у туроператора и турагентства документы, подтверждающие их расходы (бронь и оплату билетов, бронь гостиницы, оплату страховки и др.).
Если расходы не подтверждены документально или туроператор удержал суммы за покупку билетов уже после получения претензии, потребитель вправе обратиться в суд с иском в защиту своих законных прав и интересов.
Согласно ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст. 29 ГПК РФ иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены:
-по месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;
-жительства или пребывания истца;
-заключения или исполнения договора.