Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
"Центр гигиены и эпидемиологии
в Хабаровском крае"

8(4212)32-47-13

fbuz@27.khv.ru

Правомерно ли требование персональных данных при возврате денежных средств

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае» информирует потребителей о требовании персональных данных при возврате денежных средств.

Закон «О защите прав потребителей» дает покупателю право на возврат товара и получение денег. Нередко продавцы требуют паспорт для оформления возврата, из-за чего между покупателем и продавцом возникают конфликты.

Можно ли вернуть товар без паспорта, законны ли требования продавца, и что делать, если документа с собой нет.

Ни закон «О защите прав потребителей», ни другие законодательные акты не закрепляют конкретного перечня документов, которые нужно предоставить продавцу.

Примерный список можно сформировать из отдельных положений законов и судебной практики. Споры о защите прав потребителей - одна из самых многочисленных групп исков, рассматриваемых судами, - чтобы повысить шансы на удовлетворение требований, лучше руководствоваться их мнением.

Главное доказательство покупки - чек. В нем указаны все сведения, чтобы удостовериться, когда и где совершена покупка: дата, время, идентификаторы продавца, название и цена покупки. Закон разрешает продавцу в некоторых случаях не выдавать чек – к таким ситуациям относятся покупки на ярмарках или в сельских магазинах.

Если покупатель оказался в ситуации, когда чек не выдали, а покупку нужно вернуть, можно обойтись и без документа.

Покупателю предоставлено право, подтвердить покупку иными документами, например гарантийным талоном. Кроме того, в законе прямо указано, что продавец не может отказать в возврате, если нет чека или другого документа, подтверждающего покупку (абз. 3 ч. 1. ст. 25 Закона «О защите прав потребителей»). Современная кассовая техника позволяет продавцу сделать копию чека из истории продаж, также потребитель может распечатать электронный чек из банковского приложения на телефоне.

Обычно продавцы сами предоставляют форму заявления, в которую нужно лишь внести сведения о покупателе, товаре и причинах возврата. Важно, чтобы требование покупателя было зафиксировано письменно. Письменная форма заявления - гарантия того, что в случае недобросовестного поведения продавца  покупатель сможет доказать нарушение своих прав или другие важные для возврата товара обстоятельства, например, дату обращения.

При передаче заявления продавцу важно получить либо копию заявления с отметкой о принятии, либо другой подтверждающий документ. Если продавец отказывается - нужно направить заявление с приложением на юридический адрес магазина почтой - заказным письмом с уведомлением.

Паспорт - не обязательный документ на этапе подачи и принятия заявления, от него не зависит удовлетворение требований потребителя. Фактически паспорт нужен только на этапе возврата денег. Если продавец усмотрел основания для расторжения договора купли-продажи, для выдачи из кассы наличных денег или перевода обратно на карту необходимо подтвердить личность потребителя.

Необходимость проверять документы у потребителя обусловлена статусом продавца. По закону магазины и другие торговые организации, которые осуществляют кассовые операции с деньгами, должны соблюдать не только требования гражданского законодательства, в котором о паспорте ничего не сказано, но и главного финансового органа в России - Центробанка.

Действующее законодательство налагает на хозяйствующие субъекты ряд правовых обязанностей. Кроме норм Гражданского кодекса РФ и Закона «О защите прав потребителей» продавец обязан руководствоваться требованиями Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее - Указание). Законодательство о защите прав потребителей не освобождает продавца от соблюдения требований данного нормативного правового акта.

В соответствии с абзацем 2 п. 6.1 Указания «Кассир выдает наличные деньги после проведения идентификации получателя наличных денег по предъявленному им паспорту или другому документу, удостоверяющему личность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации». Если персональные данные потребителя обрабатываются продавцом в рамках исполнения договора купли-продажи, то нарушений законодательства в сфере персональных данных не усматривается при условии, что персональные данные гражданина не будут распространяться и предоставляться третьим лицам (ст. 7 Федеральный закон № 152-ФЗ). Кроме того, обрабатываются только те персональные данные, которые отвечают целям их обработки (ч. 4 ст. 5 Федеральный закон № 152-ФЗ).

Для  получения  разъяснения и консультации потребители могут  обратиться за защитой своих прав к специалистам  ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае» по адресу: г. Хабаровск, ул. Тургенева, 62 тел. (84212) 30-25-70 и г. Комсомольск – на - Амуре, ул. Севастопольская, 60 тел (84217)54-32-60