Гарантия, дополнительная гарантия и страховка техники, в чем их отличие.
Согласно п.6 ст.5 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» (далее - Закон) изготовитель (продавец) вправе устанавливать на товар гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка, изготовитель продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер (далее - продавец) обязаны удовлетворить требования потребителя. Потребитель вправе по своему выбору потребовать: обмен; соразмерное уменьшение цены товара; возврат денежной суммы; бесплатный ремонт (ст.18 Закона). Эти требования потребитель имеет право предъявлять за любой непродовольственный товар, если у него обнаружены недостатки в течение всего гарантийного срока либо в течение 2 лет, если такой гарантийный срок меньше (ч.1 ст.18, ч.1 ст19 Закона). По технически сложным товарам, их перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2011 №924, при обнаружении недостатка, требование об обмене или возврате денежной суммы подлежит удовлетворению, если потребитель обратился в течение 15 дней с момента покупки (абз.3 п.1 ст. 18 Закона). По истечении 15 дней указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
-обнаружение существенного недостатка товара (недостатки в товаре нельзя устранить либо их устранение невозможно без несоразмерных расходов или затрат времени, или недостаток выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения);
-нарушение продавцом сроков устранения недостатков товара, срок ремонта не может быть больше, чем 45 дней (ч.1 ст.20 Закона);
-невозможность использования товар в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Гарантийный срок может быть установлен изготовителем или продавцом, продолжительность гарантийного срока Законом не предусмотрена.
Наличие гарантийного срока и его продолжительность могут подтверждаться гарантийным талоном или информацией в чеке, или другими сопроводительными документами.
В течение гарантийного срока продавец может отказать потребителю в удовлетворении требований в претензии, если докажет, что недостатки возникли в результате нарушения потребителем правил эксплуатации, действий третьих лиц или непреодолимой силы (ч.6 ст.18 Закона).
В случаях, когда гарантийный срок составляет менее 2 лет и недостатки обнаружены потребителем по истечение гарантийного срока, но в пределах 2 лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные ст.18 Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
Дополнительная гарантия.
Изготовитель вправе принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении установленного им гарантийного срока (дополнительное обязательство). Содержание дополнительного обязательства изготовителя, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются изготовителем Продавец вправе принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем (дополнительное обязательство). Содержание дополнительного обязательства продавца, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются договором между потребителем и продавцом (пункты 6,7 ст. 5 Закона). Изготовитель (продавец) несет ответственность за недостатки товара, обнаруженные в течение срока действия дополнительного обязательства, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, а после окончания срока действия дополнительного обязательства потребитель вправе по своему выбору предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные ст.18 Закона (обмен или соразмерное уменьшение цены товара, или возврат денежной суммы, или бесплатный ремонт), а в отношение технически сложных товаров потребовать обмен товара или возврат денежной суммы, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента (п.5 ст.19 Закона).
Добровольное страхование (страховой полис).
При продаже бытовой техники, в том числе сотовых телефонов (далее - техника) продавец предлагает страхование техники. Потребитель заключает договор страхования техники со страховой организацией, а не с продавцом. Страховка действует параллельно с гарантией изготовителя (продавца) и обычно предназначена для тех случаев, которые не предусмотрены гарантией, это могут быть механические повреждения, кражи, заливы и т.п. Правила обслуживания по страховке на технику определяются страховым полисом и правилами страхования (у каждой страховой организации правила свои), а также законами о страховании. Страховка действует в течение срока, указанного в полисе, в основном это 1 год. Страховые организации принимают решения по каждому страховому случаю индивидуально, при этом страховой случай, потребитель подтверждает соответствующими документами, предусмотренными в полисе. Возмещение по страховке может быть в виде денежной суммы, обмена, организации ремонта в сервисном центре, компенсации затрат на ремонт и т.п., как предусмотрено конкретно договором страхования (в полисе). При наступлении страхового случая необходимо немедленно сообщить в страховую организацию, при отсутствии положительного решения - обращаться с требованием в претензии в страховую организацию, при неудовлетворения заявленных требований подавать исковое заявление в суд.