Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
"Центр гигиены и эпидемиологии
в Хабаровском крае"

8(4212)32-47-13

fbuz@27.khv.ru

Куда обращаться потребителю, если банк нарушает его права?

Каждый из нас почти ежедневно становится клиентом банка - оплачивает счета, оформляет сделки, кредиты.

Порой возникают ситуации, которые нельзя разрешить на словах и приходится направлять обращения в различные инстанции.

С жалобой на банк гражданин может обратиться, например, в Банк России, Роспотребнадзор или суд.

Клиент банка (в том числе потенциальный) в целях защиты своих прав и законных интересов вправе обращаться с жалобой на неправомерные действия (бездействие) банков и их сотрудников в различные органы. Рассмотрим наиболее распространенные случаи обращений в зависимости от органа, в который адресована жалоба.

Обращение в Банк России

Будучи органом банковского регулирования и банковского надзора, Банк России, в частности, устанавливает правила осуществления банковских операций и осуществляет надзор за соблюдением банками законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России.

В связи с этим спектр случаев, в связи с которыми можно обратиться с жалобой в Банк России, достаточно разнообразен.

К таким случаям относятся, например, следующие:

- безосновательное списание денежных средств с банковского счета без согласия его владельца;

- отказ в совершении операции (в том числе на основании распоряжения клиента) с денежными средствами или иным имуществом по подозрению, что такая операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

- блокировка расчетных операций по банковскому счету в связи с наличием информации о включении физического лица в перечень лиц, в отношении которых имеются сведения о причастности к экстремистской деятельности или терроризму, к распространению оружия массового уничтожения;

- отказ в изменении условий ипотечного кредитного договора с целью приостановления исполнения заемщиком своих обязательств либо уменьшения размера платежей по кредиту в связи с трудной жизненной ситуацией;

- отказ банка в течение определенного времени исполнить денежные обязательства перед вкладчиком (владельцем банковского счета), в связи с чем он инициирует отзыв банковской лицензии у кредитной организации, в которой открыт его банковский вклад или счет.

Подать обращение можно, в том числе, через официальный сайт регулятора - https://cbr.ru/ в разделе «Интернет приёмная».

Обращение в Роспотребнадзор

Роспотребнадзор является органом государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей и рассматривает соответствующие обращения граждан, в том числе при оказании им финансовых услуг.

В качестве примеров нарушений со стороны банка (его сотрудников), в связи с которыми может быть подана жалоба в Роспотребнадзор, можно привести следующие:

- навязывание банком дополнительных («сопутствующих») платных услуг, в том числе услуг партнеров банка (страхование, СМС-информирование и т.п.);

- предоставление недостоверной (неполной) информации о банковских продуктах, введение клиентов в заблуждение;

- изменение в одностороннем порядке условий договора, если такая возможность не предусмотрена законом или договором.

Обратиться в Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю можно в форме электронного документа, направленного путем заполнения специальной электронной формы, которая размещена на главной странице официального сайта