Международный день отказа от покупок
Ежегодно в конце ноября люди во многих странах мира на сутки отказываются от любых покупок, напоминая себе о том, что чрезмерное потребление - опасная общественная тенденция.
День отказа от покупок (Buy Nothing Day) в Северной Америке отмечают в первую пятницу после американского Дня благодарения (а в Европе на следующий день - в субботу), то есть в традиционное время начала рождественских распродаж по всему миру. В этот день магазины получают от 20 до 50% своей годовой выручки. Именно в этот день общественные активисты призывают максимально здраво относиться к своим покупкам и протестуют против общества потребления.
Акция «день отказа от покупок» в первую очередь направлена на снижение сверхпотребления, а также против неравного распределения материальных благ в мире. Сегодня в ней участвуют много стран. России официально в этом списке пока нет. Тем не менее россияне, страдающие излишней любовью к шопингу, могут присоединиться к акции самостоятельно и устроить себе небольшой «стоп» от покупок. На 24 часа в этот день всем желающим предлагается отказаться от приобретения любых товаров. Некоторые на этом не останавливаются и выключают на сутки всю технику, не пользуются личным автотранспортом и мобильным телефоном.
Также в рамках «Дня без покупок» активисты устраивают в торговых центрах демонстрации и театрализованные представления, показывают «антирекламные» видеоролики, рассказывающие о проблемах излишнего и бездумного потребления. Даже если какой-то небольшой процент людей откажется от покупок, то эта акция уже будет иметь свои плоды.
В случае если в приобретенном товаре потребителем был обнаружен недостаток и он не был оговорен продавцом, то на основании п.1 ст.18 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон) потребитель вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
При этом потребитель вправе потребовать возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества, которые возмещаются в сроки, установленные Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
В соответствии с п.5 ст.18 Закона, продавец обязан принять товар ненадлежащего качества и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при ее проведении.
Если в результате экспертизы товара будет установлено, что недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец, потребитель обязан возместить ему расходы на проведение экспертизы.
Потребителю необходимо знать, что требование к продавцу о возврате денег за товар носит имущественный характер. В случае отказа продавца в удовлетворении требований потребителя спор разрешается в судебном порядке.
Обращаем внимание!
Общество не может потреблять тот объем товаров и услуг, который предлагают производители. Радость от покупки новой вещи, от впечатлений или поездки будет в том случае, если потребитель ждет это событие. Поэтому потребление должно быть осознанное.