Новеллы в сфере защиты прав потребителей с 1 сентября 2022 года.
С 1 сентября 2022 года вступил в силу федеральный закон о внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей).
В частности, в пункте 2 статьи 16 Закона о защите прав потребителей теперь сформулирован конкретный перечень условий, которые признаются ущемляющими права потребителей и не могут включаться в договоры с гражданами. Такие условия признаются ничтожными.
К недопустимым условиям договора, ущемляющим права потребителя, относятся:
1) условия, которые предоставляют продавцу (изготовителю, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру, владельцу агрегатора) право на односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение условий обязательства (предмета, цены, срока и иных согласованных с потребителем условий), за исключением случаев, если законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления договором такого права;
2) условия, которые ограничивают право потребителя на свободный выбор территориальной подсудности споров, предусмотренный пунктом 2 статьи 17 Закона о защите прав потребителей;
3) условия, которые устанавливают для потребителя штрафные санкции или иные обязанности, препятствующие свободной реализации права, установленного статьей 32 Закона о защите прав потребителей;
4) условия, которые исключают или ограничивают ответственность продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера, владельца агрегатора) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по основаниям, не предусмотренным законом;
5) условия, которые обусловливают приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), в том числе предусматривают обязательное заключение иных договоров, если иное не предусмотрено законом;
6) условия, которые предусматривают выполнение дополнительных работ (оказание дополнительных услуг) за плату без получения согласия потребителя;
7) условия, которые ограничивают установленное статьей 16.1 Закона о защите прав потребителей право потребителя на выбор способа и формы оплаты товаров (работ, услуг);
8) условия, которые содержат основания досрочного расторжения договора по требованию продавца (исполнителя, владельца агрегатора), не предусмотренные законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации;
9) условия, которые уменьшают размер законной неустойки;
10) условия, которые ограничивают право выбора вида требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 18 и пунктом 1 статьи 29 Закона о защите прав потребителей, которые могут быть предъявлены продавцу (изготовителю, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) ненадлежащего качества;
11) условия, которые устанавливают обязательный досудебный порядок рассмотрения споров, если такой порядок не предусмотрен законом;
12) условия, которые устанавливают для потребителя обязанность по доказыванию определенных обстоятельств, бремя доказывания которых законом не возложено на потребителя;
13) условия, которые ограничивают потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав;
14) условия, которые ставят удовлетворение требований потребителей в отношении товаров (работ, услуг) с недостатками в зависимость от условий, не связанных с недостатками товаров (работ, услуг);
15) иные условия, нарушающие правила, установленные международными договорами Российской Федерации, Законом о защите прав потребителей, законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей.
Перечень является открытым - недопустимыми могут быть признаны и другие условия, противоречащие законодательству о защите прав потребителей.
В случае, если включение в договор таких условий повлекло причинение убытков потребителю, продавец обязан возместить их в полном объеме в течение десяти дней со дня предъявления потребителем требования об их возмещении.
Новой редакцией статьи 16 Закона о защите прав потребителей также предусмотрено, что запрещается отказ в заключение договора и во внесении в него изменений в случае правомерного указания потребителем на недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, в целях исключения таких условий. В случае предъявления потребителем требования об исключении из договора недопустимых условий контрагент будет обязан рассмотреть указанное требование в течение десяти дней (с обязательным извещением потребителя о результатах рассмотрения и принятом мотивированном решении).
Нарушение запрета на включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, влечет административную ответственность по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ.
Также теперь предусмотрено, что согласие потребителя на выполнение дополнительных работ (оказание дополнительных услуг) за плату должно оформляться продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) в письменной форме, если иное не предусмотрено законом. Обязанность доказать наличие такого согласия или обстоятельства, в силу которого такое согласие не требуется, возлагается на продавца (исполнителя, владельца агрегатора).
С 1 сентября 2022 года продавцам (исполнителям, владельцам агрегаторов) запрещено отказывать потребителям в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора в связи с отказом потребителя в предоставлении персональных данных. Исключением могут быть случаи, когда обязанность предоставления таких данных предусмотрена законодательством или непосредственно связана с исполнением договора.
При предъявлении потребителем требования о предоставлении информации о конкретных причинах и правовых основаниях, определяющих невозможность заключения, исполнения, изменения или расторжения договора без предоставления персональных данных, продавец (исполнитель, владелец агрегатора) должен ее предоставить:
- в течение 7 дней - при предъявлении письменного требования (в том числе в форме электронного документа). В этом случае предоставить информацию нужно в той же форме, в которой предъявлено требование, если в нем не указано иное;
- незамедлительно, - если требование предъявлено в устной форме.