О взимании дополнительной платы за обслуживание в точках общественного питания.
В точках общественного питания распространена практика так называемых чаевых: материальной благодарности официантов за качественное обслуживание со стороны посетителей, сервисные сборы или какие-либо оплачиваемые услуги (например, музыкальное сопровождение). Некоторые заведения прописывают в счёте рекомендованный размер чаевых, которые посетители могут оставить сотрудникам, а есть и которые самостоятельно включают в счёт сумму за обслуживание (сервисные сборы), которые посетитель должен заплатить. Такие действия исполнителей услуг общественного питания незаконны.
Согласно п. 19 Правил оказания услуг общественного питания, утв. постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 г. № 1515 наряду с оказанием услуг общественного питания исполнитель вправе предложить потребителю приобрести услуги по организации досуга и другие услуги, указав на их возмездный характер или безвозмездный. При этом в соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации № 2300-1 от 07.02.1992 г «О защите прав потребителей» исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату, а также включать в договор (заказ) иные расходы (платежи, комиссии, доплаты, чаевые и другое), не включенные в стоимость продукции, указанной в меню (прейскуранте), и цену выбранных потребителем услуг по организации досуга и других возмездных услуг.
Потребитель вправе отказаться от оплаты таких дополнительных услуг (расходов), а если они оплачены, потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.
Если в счет за услугу общественного питания вдруг оказались включены чаевые, сервисные сборы или какие-либо еще услуги, о которых потребитель не знал, их не заказывал и на их предоставление не соглашался, необходимо попросить исполнителя услуг произвести пересчет итоговой сумму, так как потребитель не обязан их оплачивать.