Особенности возврата товаров, купленных на маркетплейсах
На сегодняшний день широкое распространение получила практика приобретения потребителями товаров дистанционным способом на сайтах различных маркетплейсов. Одним из актуальных вопросов остаётся вопрос возврата товаров, купленных таким способом.
Права потребителя в указанной ситуации урегулированы нормами ст. 26.1. Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Так, законодатель предоставляет покупателям право при заключении договора купли-продажи дистанционным способом отказаться от товара надлежащего качества в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней.
Указанное положение распространяется на все виды товаров, предлагаемых к продаже, включая технически-сложные, продовольственные и др. Исключение составляют только товары, имеющие индивидуально-определенные свойства, если они могут быть использованы исключительно приобретающим его потребителем.
Отказ некоторых продавцов в возврате качественных товаров, со ссылкой на Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2463, не допускается.
Данный перечень связан с правоприменением исключительно статьи 25 Закона «О защите прав потребителей», согласно которой, потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
К дистанционному способу продажи товаров данный перечень применению не подлежит, поскольку правовое содержание статьи 25 Закона «О защите прав потребителей» принципиально отличается от соответствующих положений статьи 26.1. Закона «О защите прав потребителей».
Обращаем внимание, что при возврате товаров надлежащего качества продавец имеет право удержать с потребителя расходы на доставку возвращенного товара.
Если же приобретённый на маркетплейсе заказ оказался с недостатками, либо не соответствующим заявленным требованиям (не тот размер, цвет, марка и др.) здесь покупателем могут быть реализованы его права, предусмотренные ст. ст. 18, 19 Закона «О защите прав потребителей».
Потребитель вправе предъявить требования к продавцу в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.
В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, требования о возврате либо замене некачественного товара могут быть предъявлены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи его потребителю.