Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
"Центр гигиены и эпидемиологии
в Хабаровском крае"

8(4212)32-47-13

fbuz@27.khv.ru

Подключение подписок без согласия потребителей

Часто случается, что операторы связи, которые предоставляют потребителям услуги связи и доступа в Интернет, удерживают с потребителя денежные средства за дополнительные услуги.

Что в таких случаях делать и обязаны ли Вы как потребитель оплачивать такие услуги, Первое и самое главное — потребитель вправе отказаться от оплаты услуг, согласие на оказание которых он не предоставлял.

Если денежные средства за такую услугу уже удержаны исполнителем, потребитель вправе потребовать возврата денежных средств.

Правовое обоснование такой позиции заключается в следующем. Оператор связи обязан оказывать пользователям услуги связи строго в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

Статьей 44 Закона РФ «О связи» установлено, что оказание иных услуг, технологически неразрывно связанных с услугами подвижной радиотелефонной связи и направленных на повышение их потребительской ценности, осуществляется с согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение данных услуг.

 При этом в статье 54 Закона РФ «О связи» прямо указано, что не подлежат оплате иные услуги связи, технологически неразрывно связанные с услугами подвижной радиотелефонной связи и направленные на повышение их потребительской ценности, в том числе контентные услуги, оказанные с нарушением требований, установленных Законом «О связи».

Дополнительно статьей 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» установлено, что исполнитель не вправе без получения согласия потребителя выполнять дополнительные работы (оказывать дополнительные услуги) за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, вправе потребовать от продавца (исполнителя, владельца агрегатора) возврата уплаченной суммы.

Согласие потребителя на выполнение дополнительных работ (оказание дополнительных услуг) за плату оформляется исполнителем в письменной форме, если иное не предусмотрено законом. Обязанность доказать наличие такого согласия или обстоятельства, в силу которого такое согласие не требуется, возлагается на исполнителя.

Как вернуть денежные средства?

Самым действенным способом является направление письменной претензии заказным письмом по юридическому адресу оператора связи. Претензия должна содержать требование вернуть денежные средства, реквизиты счета, на который необходимо осуществить возврат денежных средств, а также сведения об адресанте (адрес для корреспонденции, номер телефона, ФИО), дату и подпись.

В случае, отказа от исполнения Вашего требования или непредставления ответа в сроки, предусмотренные законодательством, для возврата денежных средств Вам необходимо обращаться за защитой нарушенных прав в судебные органы.