Права потребителей при получении услуги общественного питания
При растущем спросе на услуги общественного питания, качество их оказания в некоторых случаях вызывает претензии со стороны потребителей.
Поэтому потребителю необходимо знать о своих правах и необходимых действиях при пользовании данными услугами.
Одними из основных нормативных правовых актов, регулирующих отношения между потребителем и исполнителем в сфере оказания услуг общественного питания - Закон Российской Федерации № 2300-1 от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1), Правила оказания услуг общественного питания (утв. постановлением Правительства от 21.09.2020г. № 1515) (далее – Правила № 1515).
Согласно нормам закона потребитель имеет право:
На информацию:
-об исполнителе, режиме его работы, и реализуемых им услугах (ст. 8 Закона № 2300-1 и п.12 Правил № 1515);
-о фирменном наименовании исполнителя, место его нахождения (адрес), режиме работы. Указанная информация размещается на вывеске предприятия общественного питания (ст.9 Закона № 2300-1);
-о перечне услуг и условиях их оказания;
-наименование предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;
-об объеме (весе) порций готовых блюд продукции общественного питания и покупных товаров, емкости потребительской тары предлагаемой алкогольной продукции и объеме ее порции;
-о пищевой ценности продукции общественного питания (в том числе калорийность, содержание белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания (п.9 Правил 1515);
-о потребительских свойствах предлагаемой продукции общественного питания, а также об условиях приготовления блюд, если эти сведения не являются коммерческой тайной (п.12 Правил № 1515).
В меню (винной карте) исполнителем указываются наименование алкогольной продукции, объем и цена алкогольной продукции в потребительской таре, если исполнитель предлагает и реализует алкогольную продукцию в потребительской таре, и (или) наименование алкогольной продукции, объем и цена за порцию, не превышающую 1 литра алкогольной продукции (объем порции устанавливается по усмотрению исполнителя) (п.10 Правил).
На качество:
качество оказанной исполнителем услуги должно соответствовать:
-условиям договора;
-обязательным требованиям, установленным законом или в установленном им порядке (ст.4 Закона № 2300-1).
На безопасность:
-услуга общественного питания должна быть безопасна для жизни и здоровья потребителя и его имущества (ст.7 Закона № 2300-1).
На получение услуги в срок:
-услуга общественного питания должна быть оказана исполнителем в срок, установленный договором об оказании услуг.
-(ст. 27 Закона № 2300-1).
В случае нарушения сроков исполнения предварительного заказа, вправе:
-назначить исполнителю новый срок;
-потребовать уменьшение цены за оказываемую услугу;
-отказаться от исполнения договора об оказании услуги (ст. 28 Закона № 2300-1).
В случае обнаружения недостатков выполненной услуги (работы), вправе потребовать:
-соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
-безвозмездного повторного изготовления продукции надлежащего качества;
-отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки не устранены (ст.29 Закона № 2300-1).
Потребитель вправе в любое время отказаться от предварительно заказанной им услуги при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов, связанных с исполнением обязательств по договору (ст. 32 закона № 2300-1).
В случае нарушения прав потребителей при предоставлении услуг общественного питания, необходимо обратиться с письменной претензией к исполнителю услуги. Претензия оформляется в двух экземплярах, один экземпляр вручается исполнителю под роспись (либо направляется по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения).
В случае если требования потребителя не удовлетворены, он вправе обратиться с исковым заявлением в суд (ст. 17 Закона № 2300-1).