Правила оказания услуг почтовой связи.
Услуги почтовой связи - это действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств.
К отношениям между потребителями услуг почтовой связи и операторами почтовой связи при оказании услуг почтовой связи применяются положения Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее - ФЗ «О почтовой связи»), Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Правил оказания услуг почтовой связи, утв. Приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 14.04.2023 № 382 (далее - Правила).
Операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки.
При задержке посылки, отправленной Почтой России, следует воспользоваться сервисом, предоставленным Почтой России на своем официальном сайте www.pochta.ru, где по номеру почтового идентификатора (трек-номеру) можно отследить местонахождение своих писем, бандеролей и посылок. Также разработаны бесплатные мобильные приложения Почты России, которые отслеживают почтовые отправления.
В соответствии с п. 63 Правил, претензии, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по оказанию услуг почтовой связи, вправе предъявлять отправитель, адресат (далее - заявитель) или уполномоченный представитель заявителя.
При подаче претензии заявитель (его уполномоченный представитель) должен предъявить документ, удостоверяющий личность. В случае если с претензией обращается представитель заявителя, также предъявляется доверенность, выданная на имя этого лица, либо документ, подтверждающий полномочия законного представителя заявителя.
Претензия может предъявляться в объект почтовой связи по месту приема почтового отправления или в объект почтовой связи по месту назначения почтового отправления. Претензия к организации федеральной почтовой связи может также предъявляться с использованием информационной системы организации федеральной почтовой связи и осуществляется непосредственно заявителем.
Если доставка была осуществлена несвоевременно, либо письмо и вовсе не дошло до адресата, статьей 37 ФЗ «О почтовой связи» установлен обязательный досудебный (претензионный) порядок урегулирования спорных правоотношений между потребителем и почтовой организацией в случае ненадлежащего качества услуг почтовой связи.
При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь вправе предъявить оператору претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда.
Претензии в связи с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления либо невыплатой переведенных денежных средств, предъявляются в письменном виде в течение 6 месяцев со дня подачи почтового отправления или почтового перевода денежных средств.
В претензии указываются требования потребителя, данные документа, удостоверяющего личность заявителя, номер почтового перевода, дата и место приема отправления, место его назначения, сумма почтового перевода, адрес и полное наименование отправителя и адресата.
Претензию следует оформить в письменном виде в двух экземплярах и
приложить к ней необходимо: копию договора об оказании услуг связи или иного удостоверяющего факт заключения договора документа (квитанции, чек) и иные документы, которые необходимы для рассмотрения претензии по существу и в которых содержатся сведения о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору об оказании услуг связи, а в случае предъявления претензии о возмещении ущерба - о факте и размере причиненного ущерба.
Письменные ответы на претензии должны быть даны в течение 5 дней (на претензии по почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств, пересылаемых (переводимых) в пределах одного населенного пункта) или 30 дней на претензии по всем другим почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств.
При отклонении претензии полностью или частично либо неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки пользователь услугами связи имеет право предъявить иск в суд.