Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
"Центр гигиены и эпидемиологии
в Хабаровском крае"

8(4212)32-47-13

fbuz@27.khv.ru

Проблема экзаменационного стресса и его профилактика

Экзаменационный стресс — это сильная форма учебного стресса, которая может вызывать сильное психическое напряжение и другие неблагоприятные факторы, такие как недосыпание, ограничение двигательной активности, изменение пищевых привычек. Для большинства учащихся экзамен – это своеобразная критическая ситуация, которая определяет их положение в школе и дальнейшую судьбу.

Наиболее подвержены стрессу обучающиеся с ослабленным здоровьем, а особенно страдающие хроническими заболеваниями либо имеющие отклонения от нормы в нервном и психическом плане. Имеют значение также и тип темперамента учащегося, и степень его социальной адаптации. В группу риска входят подростки с низким уровнем самооценки, поэтому стресс может подкосить не только тех, кто плохо успевает, но и, казалось бы, вполне благополучных детей с хорошей подготовкой и высоким чувством ответственности.

За экзаменационный период отмечается снижение массы тела, повышение или понижение артериального давления. Обостряются многие заболевания кожи. Появление гирсутизма, угрей и других косметических недостатков или обострение этих состояний во время подготовки к экзаменам может психологически еще более отягощать стрессовую ситуацию.

Уменьшению тревожности учащихся в экзаменационной обстановке способствует их предварительная подготовка, создание ситуаций, моделирующих экзаменационный стресс, и разучивание рациональных форм поведения в напряженных условиях. Для детей с высоким уровнем тревожности целесообразно снижать значимость экзаменационной оценки.

Универсальным средством снижения эмоционального напряжения в период экзаменов является высокая физическая активность и занятия спортом. Учащиеся, занимающиеся спортом, характеризуются более совершенной адаптацией к экзаменационной обстановке, высокой работоспособностью и минимальным числом отрицательных сдвигов в функциональном состоянии организма, выявляющихся после экзаменов.

Регулярные физические упражнения тренируют и улучшают функционирование тех систем организма (сердечно-сосудистая, дыхательная и др.), которые обычно подвергаются наибольшему напряжению вследствие стрессовой реакции.

Во время подготовки к экзаменам режим школьника не должен отходить от обычного распорядка дня, установившегося на протяжении учебного года. Наиболее интенсивные занятия должны приходиться на естественные подъемы работоспособности человеческого организма – до 13 часов  и с 16 до 18 часов. Остальное время должно отводиться повторению материала, физическим упражнениям и другим формам досуга (посещение музеев, концертов, выставок и др.)

Для повышения устойчивости к воздействию стрессовых факторов в период экзаменов следует обращать особое внимание на характер и качество питания. Рекомендуется хорошо сбалансированный, разнообразный пищевой рацион с относительно высоким содержанием белка. Не позволительно есть на ходу: завтрак, обед и ужин должны стать временем отдыха. В экзаменационный период целесообразно витаминизировать пищу, акцентируя внимание на аскорбиновой кислоте, кальции и витаминах группы В.

Все эти рекомендации помогут избежать не только негативных эмоций во время экзаменов, но и проблем со здоровьем.