Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
"Центр гигиены и эпидемиологии
в Хабаровском крае"

8(4212)32-47-13

fbuz@27.khv.ru

Режим дня – залог будущих пятерок.

Режим дня является определенным отраже­нием режима физиологических процессов, протекающих в организме. Распорядок дня пре­дусматривает повторяющийся изо дня  в день автоматизм жизненных процессов,  вызываю­щих в коре головного мозга ребенка опре­деленно повторяю­щуюся стереотипную деятельность.

Учебная работа де­тей и подростков в основном представ­ляет собой умственный труд.        В результате зна­чительной деятельности в течение определенно­го времени  наступает утомление, т. е. снижается работоспособность клетки, ткани или всего ор­ганизма, обусловленная временно наступившим истощением клеток коры головного мозга.

Следует помнить, что под влиянием любой деятельности работоспособность детей  снижа­ется резче и быстрее, чем у взрослых. Степень их утомления при повседневной работе обратно пропорциональна возрасту: чем меньше ребе­нок, тем степень утомления больше, и наоборот.

Чрезмерная нагрузка, отсутствие четкого че­редования умственного напряжения с отдыхом, физическим трудом, прогулками, недостаточ­ный сон и неоправданные дополнительные нагрузки ведут к переутом­лению школьника. Дети становятся раздражитель­ными, легковозбудимыми, плаксивыми,  начинают пло­хо учиться. Систематичес­кое умственное переутом­ление можно привести к ослаблению всего организма и тяжелым  нервно-психическим состоянием. Ребенку необходимо точно установленное вре­мя подъема и время сна, время завтрака, обеда и ужина, время приготовления домашних заданий, а также пребывания на свежем воздухе.

Особен­но важно, чтобы все элементы режима проводи­лись в одно и то же время. Это способствует об­разованию ряда условных рефлексов, причем каждый предыдущий этап дневного ритма явля­ется условным сигналом  для проведения после­дующего. Вот почему школьники при соблюде­нии режима дня быстрее втягиваются в работу, успешно выполняют домашние задание, быстро засыпают, чувствуют себя бодрыми и жизнера­достными.

Правильное проведение всех режимных моментов предупреждает возникновение утомле­ния, его накопления и переутомление. Систе­матическое воздействие на организм ребенка в определенной последовательности труда, отды­ха, питания, гимнастики, закаливания и доста­точного пребывания на свежем воздухе повы­шает работоспособность и сопротивляемость организма детей к различным заболеваниям и благоприятно сказывается на их физическом развитии. Очень важным, едва ли не решающим фак­тором воспитания в семье является труд. Поэтому в режиме дня школьника необходи­мо предусматривать время для помощи в семье. Для учащихся различного возраста в соответс­твии с их анатомо-физиологическими особен­ностями устанавливается определенная длитель­ность занятий в школе и дома.

У школьников 2 - 4 классов ежедневно бывает не более 4-5 уроков. Специальными исследованиями показано, что при длительности приготовления домашних за­даний учениками 1-х классов до часа, 2-х клас­сов - до 1- 1,5 часов, 3-4х классов- до 1,5-2 часов, дети все время работают внимательно и сосре­доточенно.

Готовить уроки школьники должны в строго установленное время: учащи­еся, занимающиеся в 1 смену, садятся за приготовление домашних заданий в 16-17 часов, а второй смены - в 9 ча­сов утра. Откладывать приготовление уроков на более поздний час неразум­но, так как во вторую половину дня работоспособность учащихся значи­тельно понижена. 

Занятия в учреждениях дополни­тельного образования являются допол­нительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков в общеобразовательных учреждениях, поэтому необходимо соблюдение сле­дующих гигиенических требований:

-Посещение ребенком занятий более чем в 2 объединениях (секциях, студиях и т.д.) не рекомендуется.

-Предпочтительно совмещение за­нятий спортивного и неспортивного профиля.

-Кратность посещения занятий од­ного профиля  рекомендуется не более 2 раз в неделю.

-Между занятиями в общеобразо­вательном учреждении (независимо от обучения) и посещением учрежде­ния дополнительного образования де­тей должен быть перерыв для отдыха не менее часа.

-Начало занятий в учреждениях до­полнительного образования должно быть не ранее 8.00 ч, а их окончание -не позднее 20.00 ч.

Занятия детей в учреждениях допол­нительного образования могут прово­диться в любой день недели, включая воскресные и каникулы.

Продолжительность занятий детей в учреждениях дополнительного обра­зования в учебные дни, как правило, не должна превышать 1,5 часа, в вы­ходные и каникулярные дни - 3 часа. После 30 - 45 мин занятий необходи­мо устраивать перерыв длительнос­тью не менее 10 минут для отдыха де­тей и проветривания помещений.

Родители должны создать наибо­лее оптимальные санитарно-гигие­нические условия в семье, правильно и четко организовать распорядок дня школьника. Необходимо усвоить, что самая образцовая постановка дела в школе теряет всякий смысл, если в семье условия жизни идут в раз­рез с элементарными требованиями гигиены:

-нормализовать и сохранять распо­рядок дня школьника (ложиться спать не позже 21.00, вставать в 7.00);

-кормить ребенка не менее 4-5 раз в сутки, причем смотреть за тем, что­бы он "налегал" не на бутерброды и чипсы с колой, а на супы, овощи и фрукты;

-не забывать про витамины, необхо­димые растущему организму;

-давать ребенку умеренную физи­ческую нагрузку;

-придерживаться « золотого» правила: « максимум свежего воздуха и минимум компьютера».