Режим дня – залог будущих пятерок.
Режим дня является определенным отражением режима физиологических процессов, протекающих в организме. Распорядок дня предусматривает повторяющийся изо дня в день автоматизм жизненных процессов, вызывающих в коре головного мозга ребенка определенно повторяющуюся стереотипную деятельность.
Учебная работа детей и подростков в основном представляет собой умственный труд. В результате значительной деятельности в течение определенного времени наступает утомление, т. е. снижается работоспособность клетки, ткани или всего организма, обусловленная временно наступившим истощением клеток коры головного мозга.
Следует помнить, что под влиянием любой деятельности работоспособность детей снижается резче и быстрее, чем у взрослых. Степень их утомления при повседневной работе обратно пропорциональна возрасту: чем меньше ребенок, тем степень утомления больше, и наоборот.
Чрезмерная нагрузка, отсутствие четкого чередования умственного напряжения с отдыхом, физическим трудом, прогулками, недостаточный сон и неоправданные дополнительные нагрузки ведут к переутомлению школьника. Дети становятся раздражительными, легковозбудимыми, плаксивыми, начинают плохо учиться. Систематическое умственное переутомление можно привести к ослаблению всего организма и тяжелым нервно-психическим состоянием. Ребенку необходимо точно установленное время подъема и время сна, время завтрака, обеда и ужина, время приготовления домашних заданий, а также пребывания на свежем воздухе.
Особенно важно, чтобы все элементы режима проводились в одно и то же время. Это способствует образованию ряда условных рефлексов, причем каждый предыдущий этап дневного ритма является условным сигналом для проведения последующего. Вот почему школьники при соблюдении режима дня быстрее втягиваются в работу, успешно выполняют домашние задание, быстро засыпают, чувствуют себя бодрыми и жизнерадостными.
Правильное проведение всех режимных моментов предупреждает возникновение утомления, его накопления и переутомление. Систематическое воздействие на организм ребенка в определенной последовательности труда, отдыха, питания, гимнастики, закаливания и достаточного пребывания на свежем воздухе повышает работоспособность и сопротивляемость организма детей к различным заболеваниям и благоприятно сказывается на их физическом развитии. Очень важным, едва ли не решающим фактором воспитания в семье является труд. Поэтому в режиме дня школьника необходимо предусматривать время для помощи в семье. Для учащихся различного возраста в соответствии с их анатомо-физиологическими особенностями устанавливается определенная длительность занятий в школе и дома.
У школьников 2 - 4 классов ежедневно бывает не более 4-5 уроков. Специальными исследованиями показано, что при длительности приготовления домашних заданий учениками 1-х классов до часа, 2-х классов - до 1- 1,5 часов, 3-4х классов- до 1,5-2 часов, дети все время работают внимательно и сосредоточенно.
Готовить уроки школьники должны в строго установленное время: учащиеся, занимающиеся в 1 смену, садятся за приготовление домашних заданий в 16-17 часов, а второй смены - в 9 часов утра. Откладывать приготовление уроков на более поздний час неразумно, так как во вторую половину дня работоспособность учащихся значительно понижена.
Занятия в учреждениях дополнительного образования являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков в общеобразовательных учреждениях, поэтому необходимо соблюдение следующих гигиенических требований:
-Посещение ребенком занятий более чем в 2 объединениях (секциях, студиях и т.д.) не рекомендуется.
-Предпочтительно совмещение занятий спортивного и неспортивного профиля.
-Кратность посещения занятий одного профиля рекомендуется не более 2 раз в неделю.
-Между занятиями в общеобразовательном учреждении (независимо от обучения) и посещением учреждения дополнительного образования детей должен быть перерыв для отдыха не менее часа.
-Начало занятий в учреждениях дополнительного образования должно быть не ранее 8.00 ч, а их окончание -не позднее 20.00 ч.
Занятия детей в учреждениях дополнительного образования могут проводиться в любой день недели, включая воскресные и каникулы.
Продолжительность занятий детей в учреждениях дополнительного образования в учебные дни, как правило, не должна превышать 1,5 часа, в выходные и каникулярные дни - 3 часа. После 30 - 45 мин занятий необходимо устраивать перерыв длительностью не менее 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений.
Родители должны создать наиболее оптимальные санитарно-гигиенические условия в семье, правильно и четко организовать распорядок дня школьника. Необходимо усвоить, что самая образцовая постановка дела в школе теряет всякий смысл, если в семье условия жизни идут в разрез с элементарными требованиями гигиены:
-нормализовать и сохранять распорядок дня школьника (ложиться спать не позже 21.00, вставать в 7.00);
-кормить ребенка не менее 4-5 раз в сутки, причем смотреть за тем, чтобы он "налегал" не на бутерброды и чипсы с колой, а на супы, овощи и фрукты;
-не забывать про витамины, необходимые растущему организму;
-давать ребенку умеренную физическую нагрузку;
-придерживаться « золотого» правила: « максимум свежего воздуха и минимум компьютера».