Семь правил защиты прав потребителя финансовых услуг
Владение основами финансовой грамотности позволяет ставить реалистичные цели потребителям и уверенно идти к их достижению. Чтобы сохранить заработанное, нужно постоянно обновлять свои знания в области управления средствами. Отсутствие финансовой грамотности может привести к принятию неразумных финансовых решений, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на финансовое состояние и даже загнать в долговую яму. Знание основ финансовой грамотности способствует повышению качества жизни и положительно влияет на благополучие.
Семь основных правил защиты прав потребителя финансовых услуг:
- Прежде чем подписывать договор, прочтите его и получите полную информацию об условиях. Не покупайте если не уточнили и не учли все моменты! Сумма и сроки всех платежей, которые должны сделать вы и которые будут сделаны финансовой организацией в вашу пользу (в т.ч. за дополнительные услуги); Содержание услуги; Обязательства сторон по договору; Штрафы и пени за невыполнение обязательств; Возможность досрочного прекращения сделки и связанные с этим потери, и др. Если вам предлагают подписать сразу несколько документов, не спешите, прочитайте каждый. Договор – это письменное свидетельство о решениях, которые вы приняли. Убедитесь, что вы согласны со всем его содержанием. Главное – четко понимать суть и все основные детали вашей сделки.
- Особое внимание обращайте на мелкий шрифт в документах. Если часть документа, который предлагает вам финансовая организация, напечатана мелким шрифтом, ее надо прочитать с особым вниманием. Скорее всего, именно там могут содержаться условия, незнание которых может привести к проблемам.
-Сравнивайте разные предложения. Слышите о выгодах – выясняйте, каковы сопутствующие затраты. Финансовые организации конкурируют между собой и привлекают клиентов, стремясь предложить более выгодные условия. Сравните несколько финансовых предложений по основным параметрам (суммы, сроки, штрафы/пени и пр.) и выберите наиболее выгодное. Если предлагают два разных варианта, и при этом один из них кажется во всех отношениях более выгодным, возможно, что вы что-то упустили из вида.
-Отказывайтесь от дополнительных услуг, если они вам не нужны. В комплекте с основной услугой могут предлагать несколько дополнительных. Всегда замечайте, когда это происходит, и думайте о каждой услуге отдельно, нужна ли она вам. Вам не имеют права отказывать в основной услуге, если вы не хотите приобретать дополнительную. Однако ваш отказ привести к тому, что основная услуга станет для вас менее выгодной (дороже). Учитывайте конкретные обстоятельства.
-Если вы подписываете какой-то документ, проследите, чтобы одна из его копий осталась у вас. Храните все копии финансовых документов, иначе потом будет трудно разобраться, что произошло и кто прав.
-Если у вас возникли проблемы с исполнением обязательств – пытайтесь договориться с финансовой организацией. Даже если вы, заключая договор с финансовой организацией, все хорошо подумали и приняли взвешенное решение, с течением времени ситуация может кардинально измениться (в семейном положении, потеря работы, болезнь и т.п.). У вас могут возникнуть проблемы с выполнением ваших обязательств. Не затягивайте проблему – сразу обращайтесь к финансовой организации, с которой у вас заключен договор, расскажите о своих проблемах и постарайтесь прийти к взаимовыгодному решению.
-Если ваши права нарушены, и переговоры не помогли, финансовая организация нарушает ваши права, обращайтесь в Банк России, ФАС, в суд по месту жительства. Вы имеет право на возмещение ущерба и моральную компенсацию.