Ущемление прав потребителей при покупке товаров (оказании услуг).
В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) не имеет право навязывать потребителю дополнительный товар или услугу, которые выступают в качестве дополнения к приобретаемым покупателем товаров (услуг).
Если в результате подобных действий продавца (исполнителя) потребитель несет финансовые потери и происходит ущемление его прав, продавец (исполнитель) должен возместить все понесенные потребителем убытки.
Условия заключенного договора в этом случае признаются недействительными.
Согласно ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.
Продавец, пользуясь ситуацией, навязывает потребителю ненужный ему товар (услугу) либо вынуждает подписать договор, противоречащий интересам потребителя.
Положения закона дают возможность признать подобные сделки недействительными, защищая тем самым финансовые интересы потребителей. Недействительной признается не вся сделка, а только противоречащая интересам покупателя ее часть. Все остальные условия договора остаются действующими и имеют юридическую силу.
Основные права потребителя: свободный выбор товара (услуги); исключение навязывания товара (услуги); право на возмещение причиненных убытков; право на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах).
Не всегда становится возможным доказать факт навязывания услуг.
Так, продавец может предлагать пакет услуг, комплект из нескольких товаров и т. д. В этом случае вместе с популярным товаром может навязываться ненужный товар либо непопулярная услуга.
Продавцы в таких ситуациях делают упор на невозможность разделения товаров, услуг.
В этом случае следует отказаться от товара (услуги), а если потребитель приобрел товар (услугу) необходимо обратиться к продавцу (исполнителю) с требованием в претензии о возврате денежной суммы, оплаченной за навязанный товар или услугу.
Ситуация может быть другая и не считается навязыванием товара (услуги), когда дополнительный товар либо услуга предлагаются потребителю в дополнение к его покупке (услуге), но при этом не являются обязательным условием заключения договора.
Потребитель может защитить себя от обязательного приобретения иных товаров (работ, услуг) следующим образом:
- прочитать внимательно условия договоров до их подписания;
- уточнить у продавца (исполнителя) условия приобретения товара (услуги) и наличие возможности отказа от дополнительного товара (услуги);
- обратиться к продавцу с претензией при возникновении разногласий.
Для защиты собственных интересов потребитель должен предоставить доказательства, подтверждающие наличие нарушений в действиях продавца (исполнителя). Подтверждением факта нарушений могут быть документы, вещественные доказательства, свидетельские показания, аудиозаписи, видеозаписи и т. д. Если стороны (продавец, исполнитель и потребитель) не могут решить вопрос в досудебном порядке, возникает необходимость потребителю обратиться о защите прав потребителя в суд. Исковое заявление по поводу навязывания дополнительного товара (услуг) может быть подано самим потребителем. Иски до 100 000,00 рублей рассматриваются мировыми судами, свыше – районными судами. Исковое заявление подается по месту жительства (пребывания) истца или жительства ответчика (если он является ИП), или по месту нахождения организации, или заключения (исполнения) договора.