Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
"Центр гигиены и эпидемиологии
в Хабаровском крае"

8(4212)32-47-13

fbuz@27.khv.ru

Возврат денежных средств с помощью чарджбэка.

С английского слово переводится как «возвратный платеж». В платежной системе «Мир» эта процедура называется диспут. 

Если с вашей карты списали деньги, а вы с этим не согласны, операцию можно оспорить. Для этого можно обратиться в суд, ссылаясь на нарушение Закона «О защите прав потребителей», а можно вернуть деньги через чарджбэк.  Правила, по которым банки помогают клиентам  урегулировать спорные платежи по картам, закреплены в документах платежных систем.

В каких случаях возможен чарджбэк:

-Произошла ошибка, с карты списали больше, или деньги по одной операции списали несколько раз.

-Вы вернули товар в магазин, но деньги за него не вернули.

-Вы заказали товар в Интернет – магазине, оплатили его онлайн, но товар не поставили.

-Вы  отменили бронь гостиницы по всем правилам, а деньги Вам не вернули.

Как оформить чарджбэк

В первую очередь необходимо, в письменном виде, обратиться к продавцу/исполнителю.

Продавец/исполнитель может не выполнить Ваше требование – этот факт необходимо зафиксировать в переписке.

Бывает так, что связаться с продавцом/исполнителем невозможно: на сообщения не отвечают, трубки не берут. Сделайте скриншоты с датами ваших сообщений. Это будет служить доказательством того, что продавец не выходит на связь.

Вам также понадобится: номер онлайн – заказа, чек, СМС с подтверждением заказа, онлайн – выписка из банка о списании средств.

Далее нужно обратиться в банк, который списал деньги.

Банк обязан зарегистрировать Ваше обращение и присвоить ему номер. По нему вы сможете отслеживать ход рассмотрения вашего заявления. В соответствии с п. 8 ст. 9 Федерального закона от 27.06.2011 № 161- ФЗ "О национальной платежной системе" оператор по переводу денежных средств обязан рассматривать заявления клиента, в том числе при возникновении споров, связанных с использованием клиентом его электронного средства платежа, а также предоставить клиенту возможность получать информацию о результатах рассмотрения заявлений, в том числе в письменной форме по требованию клиента, в срок, установленный договором, но не более 30 дней со дня получения таких заявлений.

Банк может отказать в возврате средств (нарушение правил пользования банковской картой, законодательные ограничения. Например, в пандемию Covid-19 российским авиакомпаниям разрешили не возвращать средства за отменённые авиарейсы. Вместо денег клиентам выдавали ваучеры на последующие полёты). 

Условия чарджбэка можно найти в регламентах платежных систем. Например, у Mastercard есть Chargeback Guide. Там прописано, что вернуть свои деньги с помощью чарджбэка можно в течение 120 дней со дня совершения операции по карте. Некоторые российские банки устанавливают свои сроки подачи претензий.