Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
"Центр гигиены и эпидемиологии
в Хабаровском крае"

8(4212)32-47-13

fbuz@27.khv.ru

Защита прав пассажиров при опоздании или задержке поезда дальнего или местного следования.

Отношения между перевозчиком и пассажиром железнодорожного транспорта регулируются Гражданским Кодексом РФ (далее - ГК РФ), Законом РФ от 07.02.1992№ 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон РФ «О защите прав потребителей»), Федеральным законом от 10 января 2003 года № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - Устав), Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27 мая 2021 г. N 810 (далее - Правила).

В соответствии со статьей 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией.

Перевозчик (исполнитель) обязан осуществить оказание услуг (движение пассажирских поездов) в срок, определенный в расписании (статья 80 Устава и статья 27 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Перевозчик обеспечивает своевременное предоставление пользователям услугами достоверной информации (в наглядной и доступной форме) о перечне работ и услуг, их стоимости, наименовании и месте нахождения (юридический адрес) перевозчика, месте нахождения подразделения перевозчика, уполномоченного принимать и рассматривать претензии, предъявляемые к перевозчику, сведении о лицензии перевозчика на осуществление перевозок пассажиров, багажа, грузов и (или) грузобагажа (номер, срок ее действия, наименование выдавшего органа), стоимости проезда пассажиров и провоза ручной клади сверх установленной нормы, о  времени отправления и прибытия поездов, сроках продажи проездных документов (билетов), перечне вещей (предметов), запрещенных к перевозке и хранению в качестве ручной клади, багажа, грузобагажа,  времени работы билетных и багажных касс, товарных контор и камер хранения ручной клади, о иных сведениях  об оказываемых услугах (пункт 5 Правил).

Вышеуказанная информация, предоставляется бесплатно на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, в поездах и других местах обслуживания пользователей на русском языке, а также по усмотрению перевозчика - дополнительно на государственных языках субъектов Российской Федерации и других языках народов Российской Федерации с учетом интересов населения, а информация о  времени отправления и прибытия поездов, предоставляется также на официальном сайте перевозчика или уполномоченного им лица в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").

Перевозчик обязан по запросам пользователей услугами предоставлять (на железнодорожных станциях и железнодорожных вокзалах) для ознакомления настоящие Правила, а также правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа и правила перевозок грузов. Доведение до сведения пассажиров расписания движения пассажирских, в том числе пригородных, и почтово-багажных поездов обеспечивается перевозчиком с использованием настенных носителей информации, специальных информационных стендов и справочников. Об изменениях в расписании движения пассажирских поездов объявляется по громкой связи на железнодорожных станциях и железнодорожных вокзалах (пункты 7,8 Правил).

В случае нарушения сроков оказания услуги потребитель вправе потребовать (статья 28 Закона РФ «О защите прав потребителей») уменьшения цены за оказание услуги или полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги.

За задержку отправления поезда или за опоздание поезда на железнодорожную станцию назначения, за исключением перевозок в пригородном сообщении, перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере трех процентов стоимости проезда за каждый час задержки, но не более чем в размере стоимости проезда, если не докажет, что задержка или опоздание поезда произошли вследствие обстоятельств непреодолимой силы, устранения угрожающей жизни или здоровью пассажира неисправности транспортных средств, возникшей не по вине перевозчика, или иных не зависящих от перевозчика обстоятельств. Пассажир также вправе потребовать возмещения иных причиненных ему убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст.110 Устава, п. 58 Правил).

При предъявлении к перевозчику письменной претензии в случае задержки отправления или опоздания поезда должны быть приложены проездные документы (билеты) (п.57 Правил). Утерянный или испорченный пассажиром проездной документ (билет) на поезд дальнего следования не возобновляется, если он не может быть восстановлен или идентифицирован перевозчиком.
Претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение  шести месяцев, претензии в отношении штрафов и пеней предъявляются к перевозчику в течение сорока пяти дней (ст. 123 Устава).

Перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение тридцати дней со дня получения претензии. При частичном удовлетворении или отклонении перевозчиком претензии заявителя в уведомлении перевозчика должно быть указано основание принятого им решения со ссылкой на соответствующую статью Устава. В таком случае представленные вместе с претензией документы возвращаются заявителю (ст. 124 Устава).